Администрация и Дума города Иркутска
Деятельность городской власти Иркутска, ее структура, порядок формирования и основные принципы регулируются Конституцией РФ (статьи 130-133), Уставом Иркутской области (статьи 40-54), Законами Иркутской области "О местном самоуправлении в Иркутской области", "О муниципальной службе в Иркутской области", "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Иркутской области", а также принятым и зарегистрированным в 1995 году Уставом местного самоуправления Иркутска.
В частности, согласно п.2 ст. 45 Устава области, к ведению местного самоуправления относятся:
- социально-экономическое развитие территории, распоряжение и рациональное использование земель местного сообщества.
- жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории.
- транспортные перевозки местного значения.
- торговое и бытовое обслуживание населения.
- муниципальное здравоохранение.
- муниципальное дошкольное, школьное и профессиональное образование в соответствии с государственными стандартами.
- развитие физкультуры и спорта.
- охрана общественного порядка.
- охрана окружающей среды.
- сохранение и развитие исторических, национальных и культурных традиций местного сообщества.
- формирование, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
- местный бюджет.
- местные налоги и сборы.
- генеральные планы застройки территории местного сообщества.
- сроки и формы приватизации объектов муниципальной собственности.
- определение структуры органов местного самоуправления.
Структуру городского самоуправления Иркутска, в соответствии с его Уставом, образуют представительный орган власти (дума), глава городского самоуправления (мэр), исполнительный орган (администрация), органы территориального общественного самоуправления, городские референдумы, общие собрания, сходы, конференции граждан, другие формы непосредственного участия жителей в решении вопросов местного самоуправления. Последние, начиная с территориального общественного самоуправления, на практике оказались декларацией и фактически власть в городе сосредоточена в треугольнике "мэр - дума - администрация".
Согласно ст.23 Устава городского самоуправления, мэр является одновременно главой местного самоуправления, высшим должностным лицом города, возглавляет думу и администрацию.
Иными словами, в Иркутске, как и в других городах и районах области, действует модель власти "сильный мэр — слабая дума". Модель берет начало с 27 марта 1994 года, когда первым мэром областного центра на четырехлетний срок был избран Борис Говорин (в 1990 - 1991 годах — председатель горисполкома, в 1991-1994 годах — глава администрации Иркутска). За него проголосовало 78% избирателей, пришедших на выборы, при явке в 40,6%. Единственный соперник победителя, Владимир Поляков, получил 9,7%.
В связи с избранием Б.А.Говорина губернатором Иркутской области (27 июля 1997 г.) очередные выборы мэра состоялись досрочно — 23 ноября того же года. Победу при явке 25,09% (необходимый минимум для признании выборов состоявшимися — 25%) одержал Владимир Якубовский, вице-мэр, а к моменту выборов — исполняющий обязанности мэра. Он получил 67% голосов, то есть вдвое больше, чем четверо его конкурентов. В тот же день В.А.Якубовский был избран депутатом Законодательного собрания Иркутской области.
Дума, по Уставу самоуправления Иркутска, является только представительным органом местной власти. В ее состав входят мэр и пятнадцать депутатов, избираемых населением города сроком на четыре года. Депутаты работают на неосвобожденной основе, совмещая свою деятельность с выполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, не получая вознаграждения или жалования на выполнение депутатских обязанностей. Основной организационной формой деятельности думы являются заседания, которые проводятся не реже 4-х раз в год и созываются мэром. В ее компетенцию входят рассмотрение и утверждение городского бюджета и его исполнения, программ социально-экономического развития территории местного самоуправления, общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. Дума устанавливает местные сборы и налоги, определяет порядок предоставления налоговых льгот, дополнительных льгот и пособий для жителей города. Она вправе осуществлять контроль за исполнением собственных решений. Контрольная деятельность осуществляется в формах депутатских слушаний, расследований, запросов и истребования информации. Подписывает решения думы, обнародует их, организует исполнение и контроль за ними мэр города.
До января 1999 года дума состояла из 14 депутатов, избранных 16 июня 1996 года по одномандатным (мажоритарным) округам. Пятнадцатый депутат вскоре выбыл и из-за неявки избирателей на выборах в ноябре 1997 г. и марте 1998 г. это место оставалось вакантным. 28 марта с третьей попытки депутат был избран. Им стал начальник вагонного депо станции Иркутск-сортировочный Юрий Родионов.
Наибольшее представительство в думе имеют так называемые бюджетники — врачи, учителя, ученые. Шесть депутатов первого созыва избраны снова в 1996 году (Вера Афанасьева, Валерий Верхозин, Сергей Коровин, Алексей Образов, Александр Панов, Александр Чичиков). Несколько депутатов (Сергей Батищев, Михаил Корнев, Александр Панов, Геннадий Русских) придерживаются национал-патриотической идеологии, а координатор думы Александр Чичиков близок к КПРФ. Если первый состав думы избирался на два года, то второй, как и будущие, — на четыре.
Городская администрация сформирована по непартийному принципу, из специалистов, на личной основе. Высока степень кадровой преемственности между администрациями Бориса Говорина и Владимира Якубовского. Новым лицом в ее руководстве является вице-мэр Юрий Волков, до этого возглавлявший одну из строительных организаций города. По Уставу городского самоуправления вице-мэр в своей деятельности подотчетен и подконтролен мэру, в период отсутствия последнего временно исполняет его обязанности и осуществляет полномочия в пределах компетенции, определяемой мэром.
Заместители мэра, статус которых сходен с вице-мэром, два из которых являются первыми (по совместительству председатель по экономике и финансам Галина Зюбр и председатель комитета по городскому обустройству Николай Хиценко), в основном сохранили свои места. Комитет по делам горожан возглавляет Сергей Дубровин, по потребительскому рынку до апреля 1999 года — Татьяна Рютина, по управлению муниципальным имуществом — Леонид Ощерин. Лишь сразу ушедшую с Б.А.Говориным Людмилу Берлину на посту руководителя аппарата мэра заменила Елена Войцехович. Еще четыре заместителя главы администрации также по совместительству являются председателями комитетов по управлению округами города. Это Сергей Мутовин (Правобережный), Константин Башков (Октябрьский), Дмитрий Жилин (Ленинский), Олег Шандрук (Свердловский).
Мэр Иркутска входит в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), а также в Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ. Выполняя функции областного центра, Иркутск несет дополнительную финансовую нагрузку, которая частично компенсируется областным бюджетом.
Различные аспекты деятельности мэра, думы и администрации достаточно широко освещаются в местных средствах массовой информации. Еженедельно выходит приложение "Иркутск" к областной газете "Восточно-Сибирская правда". выпускаются тематические программы по областному телевидению и радио. В значительной степени ориентированы на жителей областного центра передачи новостей телекомпаний АИСТ и "АС Байкал ТВ". Вместе с тем администрация города еще со времен Бориса Говорина предпочитает оказывать информационное содействие лишь ограниченному кругу журналистов. В результате за весь период существования в Иркутске новых органов власти не было аналитических публикаций, в которых ее деятельность рассматривалась бы с достаточной широтой, глубиной и беспристрастностью.
|