win|koi|dos|mac





Средства массовой информации



Средства массовой информации

   В области зарегистрировано в общей сложности 474 средства массовой информации, из них: 249 газет (в т.ч. 140 из них, распространяемых по области), 41 журнал, 97 теле- и 60 радиопрограмм, а также 27 иных СМИ (для сравнения, примерно такое же количество информационных средств зарегистрировано и в Красноярском крае). Число изданий постоянно растет, хотя ежегодно прекращает свое существование около 30 газет и журналов.
   Для рынка иркутских СМИ характерны следующие тенденции:
   1. Относительно невысокие тиражи печатных изданий по сравнению с рубежом 80-х - 90-х годов (например, разовый тираж газеты "Восточно-Сибирская правда" сократился более, чем втрое). В свою очередь это вызвано рядом факторов:

  • насыщением рынка прессы большим количеством изданий;
  • недоступностью цен на газеты и журналы для значительной части населения;
  • ликвидацией "добровольно-принудительной" подписки на предприятиях и в учреждениях;
  • тиражной политикой самих изданий;
  • общим падением читательского интереса к периодике.

   2. Нет явного лидера по разовому тиражу среди печатных СМИ прежде всего из-за отсутствия градообразующего предприятия, которое могло бы финансировать такое издание и обеспечивать читательскую аудиторию (Иркутск - единственный областной центр в России, занимающий в собственном регионе лишь третье место по промышленному потенциалу). Другая причина - в отсутствии универсального издания, имеющего высокий спрос, что объясняется, в основном, субъективными факторами. Разовые тиражи ежедневных "Восточно-Сибирской правды", "СМ Номер один", "Восточно-Сибирская Свежая - Что Почем", еженедельных региональных приложений к газетам "Комсомольская правда", "Аргументы и Факты", "Труд" колеблются от 8 до 30 тыс. экземпляров.
   3. Все издания, имеющие ранг областных, распространяются в розницу и по подписке прежде всего в Иркутске. Из электронных СМИ только Иркутская государственная телерадиокомпания (ИГТРК) вещает на большинство городов и районов области, остальные же: телекомпании "АИСТ", "АС Байкал ТВ", радиостанции "Волна Байкала", Радио ПИК, АСТ-Радио, "Инта-радио" и "Восток" - являются по существу городскими.
   4. Преобладание рекламно-информационных изданий над общественно-политическими как по количеству наименований, так и по тиражам, что связано с экономическими проблемами выживания российской прессы и структуры читательского спроса. Наряду с информационно-рекламными и развлекательными ("бульварными") изданиями, выходящими ежедневно ("СМ Номер один", "Восточно-Сибирская Свежая - Что Почем"), еженедельно, или нерегулярно выходят бесплатные издания делового, познавательного или рекламного характера:

  • "Ямщик" (учредитель - Управление Федеральной почтовой связи по Иркутской области);
  • "Продуктовая лавка" (учредитель - АО "Иркутский мясокомбинат");
  • "В каждый дом!" (РИФ "Слобода");
  • "Бизнес-Уик Разрешите пройти" (ИЧП "Знак" и ИнфоЦентр "Юнона"),и другие, распространяемые по почтовым и абонементным ящикам для юридических и физических лиц. Их разовый тираж доходит до 120 тыс. ("Ямщик") и даже 200 тыс. экземпляров ("В каждый дом!"). Электронные СМИ, как правило, издают собственную периодику ("Говорит и показывает Иркутск - ИГТРК, "Видеоканал" - АИСТ, "Канал 007" - "АС Байкал ТВ".

   5. Отсутствие собственной полиграфической базы у ведущих изданий (например, "СМ Номер один" и "Восточно-Сибирская Свежая - Что Почем" печатаются в НПО "Облмашинформ", "Восточно-Сибирская правда" - в Иркутском Доме печати), а также собственных редакционных помещений, что вызвано особенностями приватизации российских СМИ и предопределяет их зависимость от органов государственной власти и финансово-промышленных группировок.
   6. Завершение раздела иркутских СМИ между группами экономических интересов, которое произошло в период избирательной кампании по выборам губернатора Иркутской области летом 1997 года. При этом, по степени лояльности к областной исполнительной власти, СМИ можно разделить на следующие группы:

  • зависимые от региональной администрации в форме ее учредительства (соучредительства) - ИГТРК, "АИСТ";
  • зависимые в значительной степени, в том числе через договорные отношения и дружественных администрации предпринимателей - "СМ Номер один", "Восточно-Сибирская правда", региональные приложения к "Аргументам и Фактам", "Труду", радиостанция "Волна Байкала";
  • зависимые в некоторой степени - "АС Байкал ТВ", "Восточно-Сибирская Свежая - Что Почем", региональные приложения к "Российской газете" и "Комсомольской правде".

   Вместе с тем, как показывает практика, областная администрация способна повлиять на структуру, содержание и кадровый состав любого СМИ. Влияние Законодательного собрания области и городской Думы Иркутска не столь ощутимо, что объясняется меньшими организационно-финансовыми ресурсами. То же можно сказать и в отношении правоохранительных органов, которые, впрочем, используют другой прием - "слив" компромата (например, в этом жанре работает газета "Земля"). Фактически СМИ в Иркутске не являются "четвертой властью", а служат в качестве приводных ремней исполнительной власти, выполняют не функцию аналитика, интерпретатора, а, скорее, технического ретранслятора высказываний областного руководства. Поэтому, амплуа политического обозревателя сейчас фактически не востребовано и лишь в жанре политэкономии или криминального репортажа сохраняется индивидуальный почерк обозревателей (например, Светлана Батутене или Юрий Удоденко). Во многом проясняет ситуацию точка зрения вице-спикера Законодательного собрания области (доктора юридических наук) Сергея Шишкина, высказанная на одной из его пресс-конференций: "Нам, политикам, не нужен еще один советчик в образе журналиста, нам нужны исполнители".
   7. Еще раньше завершился раздел рекламного рынка СМИ между рекламными отделами некоторых изданий (ИГТРК, "Восточно-Сибирская правда") и специализированными фирмами, среди которых наиболее мощными являются РИФ "Слобода" (Олег Решетник) и Некоммерческое партнерство рекламистов и издателей "Ефим Давыдов" (Михаил Дронов, Алена Мосягина).
   На рынке информационных услуг, кроме внутренних структур самих СМИ, выделяются:

  • Сибирское Информационное Агентство (Руководитель Александр Подкорытов);
  • агентство деловой информации "Телеинформ" (руководители - Сергей Иоффе и Елена Веселкова);
  • агентство Сибтранспресс (Ольга Баталина),а также корреспондентские пункты ИТАР-ТАСС (Владимир Ходий) и РИА-Новости (Александр Баталин).

   8. Слабость корпоративного духа в иркутской прессе. Кроме номинальной организации Союза журналистов России существует лишь Ассоциация журналистов, пишущих на экономические темы ("Сигма"), которая, впрочем, не проявляет большой активности.

   Принципы отбора СМИ, представленных в Справочнике "Кто есть кто в Иркутске": тираж на территории области (охват - для электронной прессы), читательский рейтинг среди потребителей, влиятельность. При отборе журналистов, представленных в Справочнике, учитывалось, прежде всего, мнение главных редакторов изданий.



Кто есть кто в Иркутске

Самые известные, самые влиятельные



рекламав начало страницы



  Copyright © 1998
  Дизайн - leidenwebdesign
  О сервере