Потребительский рынок
В ходе экономических реформ в торговле и бытовом обслуживании достигнуты существенные преобразования.
Развитие свободной торговли, усиление конкуренции, а также расширение потребительского импорта (сопровождавшееся, правда, сужением платежеспособного спроса населения) позволили решить одну из самых болезненных проблем нашего общества - насытить потребительский рынок, преодолеть дефицит и очереди.
За последние годы созданы новые современные магазины, супермаркеты, торговые дома. При этом сохранены предприятия по торговле социально-значимыми товарами - хлебной, мясомолочной продукцией, магазинов по обслуживанию ветеранов войны и другие.
Для обслуживания малоимущих слоев населения в области действует 45 магазинов и 21 отдел, взято направление на проведение благотворительных ярмарок, распродаж товаров, бывших в употреблении.
Дальнейшее свое развитие получила организация оптовой торговли. Начиная с 1995 года в области создано 20 оптовых продовольственных рынков общей площадью 22,5 тыс.м2, на которых ежедневно работают свыше 700 фирм и коммерческих структур.И
Розничный товарооборот с учетом продаж через неорганизованный рынок достиг 15 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 95% к уровню 1995 года. (по России - 96%). Среди 13 регионов Западной и Восточной Сибири наша область по товарообороту в расчете на душу населения занимает второе место после Тюменской области.
Для улучшения снабжения районов Крайнего Севера в 1996 году было распределено свыше 257 млрд. рублей возвратных средств, что позволило завезти 106 тыс.тонн продовольствия и другие товары.
В то же время остаются проблемы насыщения потребительскими товарами отдельных сельских районов. Для улучшения обеспечения сельского населения товарами и услугами принят ряд постановлений и распоряжений по адресной поддержке торговли и бытовых услуг на селе за счет предоставления кредитных ресурсов, льгот по налогообложению. Общая сумма налоговых льгот, предоставленных в 1996 году, со стороны местных администраций составила около 3 млрд. рублей.
В общественном питании взято направление на развитие сети быстрого питания, расширения производства кулинарных и кондитерских изделий. В 1996 году было открыто 205 предприятий такого типа.
Товарооборот общественного питания за 1996 год возрос в сопоставимых ценах на 16%.
Экономический кризис особенно отразился на сфере услуг. По предварительным данным областного комитета госстатистики объем платных услуг населению через все каналы реализации в постоянных ценах снизился в 1996 году по сравнению с 1995 годом на 22 процентных пункта и составил 3426,8 млрд.руб. Таким образом, при увеличении затрат населения на оплату услуг и возрастании их доли в потребительских расходах в среднем каждому жителю области было предложено услуг на 22 процентных пункта меньше. В наибольшей степени снизился удельный вес бытовых услуг с 18,4% (за 1995 год) до 16% (за 1996 год), а удельный вес жилищно-коммунальных услуг увеличился с 16,8% до 20,4%.
|